Эмоциональная шкала и фактор прогнозируемости
Давайте посмотрим, как наше положение на эмоциональной шкале влияет на то, как мы ощущаем степень прогнозируемости событий. Обычно, объем непредсказуемости, который мы легко можем перенести, чувствуя себя хорошо, может стать невыносимым, когда мы находимся на более низком уровне эмоциональной шкалы. Это относится ко многим последствиям травмирующего стресса.
Упражнение 3-10
Вспомните время, когда вы были больны, очень уставали или находились под гнетом множества стрессов, и, следовательно, находились на более низком уровне эмоциональной шкалы, чем обычно.
Оглядываясь назад, припомните, как вы реагировали тогда на прогнозируемые и непрогнозируемые события.
Когда ощущаем потрясение или неудобство из-за уровня непредсказуемости, мы стремимся отойти и удалиться, что является механизмом выживания (экстремальным примером является потеря сознания). Если у нас есть безопасное место, куда можно было бы удалиться, хорошая поддержка со стороны семьи и друзей, и возможность вновь включиться в жизнь через какое-то время, мы можем оказаться в состоянии прийти в себя после трудного периода и снова полностью принять жизнь. Ха! Как часто такое случается? Часто, когда мы страдаем от сильной травмы или утраты, окружающие нас люди, на чью поддержку мы больше всего рассчитываем, также страдают, и сами испытывают потребность в поддержке. Немногие из нас обладают такими ресурсами, чтобы потратить столько времени, сколько необходимо для оптимального восстановления наших сил. Что же делать в подобной ситуации?
Самое меньшее, что мы можем для себя сделать, это осознать, что представляет собой ситуация. Если мы чувствуем, что непредсказуемость ситуаций возрастает, то надо постараться определить, что происходит:
1) объем непредсказуемости в окружающей нас среде возрастает, или
2) по какой-либо причине наша способность переносить непредсказуемость понижается.
Простое осознание и понимание ситуации может помочь нам не почувствовать себя хуже. Это аналогично тому облегчению, которое испытывают люди, когда узнают, что симптомы посттравматического стресса, испытываемые ими, не говорят о том, что они сходят с ума, а являются нормальной реакцией на ненормальный опыт.
С другой стороны, когда мы находимся сравнительно высоко на эмоциональной шкале, мы не только способны перенести более высокий уровень непредсказуемости, но и предпринимаем позитивные действия, чтобы наладить уровень прогнозируемости в соответствии с нашими предпочтениями. Если становится скучно, мы что-то затеваем: беседу, игру в бейсбол, идем в клуб, собираем компанию. Если мы оказываемся в ситуации, которая становится неприятно непредсказуемой, мы можем на некоторое время уклониться от нее для того, чтобы перестроиться и начать действовать так, чтобы постепенно усилить свою способность переносить новый уровень непредсказуемости. Тадеуш Голас («Руководство для просвещения ленивца», 1972) приводит очень хороший пример нашего восприятия времени:
«Подумайте о восприятии, как о некоем радиолокаторе: от вас исходят волны, которые отскакивают назад от объекта. Конечно, все на самом деле сложнее, но это описание достаточно близко к реальности.
Скажем, например, кто-то раскачивает стол, и чашка вот-вот соскользнет вниз. Если ваши вибрации восприятия очень медленные, то ваши волны доставят вам одно сообщение, о том, где находится чашка, когда она начинает падать, другая вспышка – это когда она уже на полпути к полу, наконец, последняя – когда она разбивается. Но если вы обладаете быстрыми вибрациями, вы получите много сообщений, как только чашка начнет падать и в каком направлении, и вы почувствуете, будто бы у вас есть уйма времени, чтобы настичь чашку и схватить ее, если захотите этого».
Упражнение 3-11
Припомните время, когда вы чувствовали себя уверенным, счастливым и плодотворно трудились. Оглядываясь назад, вспомните, как вы реагировали и на прогнозируемые, и на непредсказуемые вещи.