![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Другими словами, то изначальное безумие и иррациональность, которую мы ощущаем при романтической любви, происходит из примитивных эмоциональных центров мозга. Романтическая любовь связана с системой самопоощрения мозга, по причине которой нам нравится быть влюбленными. Мы ощущаем энергичность, возбуждение, воодушевление, и фокусируемся на предмете нашей любви. Поначалу мы полностью погружены в собственные ощущения, реакции, желания и опасения. Мы чувствуем влюбленность и живость, но при этом на самом деле совершенно не знакомы с этим другим человеком. По мере того, как романтическая любовь развивается, мы начинаем видеть своего партнера как отдельного человека, с его собственными мыслями и ощущениями. И это все соответствует тому, что происходит в вашем мозге.
Хелен Фишер обнаружила, что с ростом длительности романтических отношений мозг начинает реагировать новым образом: люди, влюбленные в течение более длительных периодов времени, проявляют мозговую активность в тех частях мозга, которые картируют мысли другого человека (умокартирование, mindmapping), а также его эмоции. Мозг тех, кто влюбился только недавно, этого не делает.
Особый интерес представляют те части мозга, которые не загораются. Материнская привязанность и романтическая любовь в схожей степени деактивируют области мозга, связанные с негативными эмоциями, оценкой социальных ситуаций и картированием намерений и эмоций других людей. Человеческая привязанность задействует механизм «тяни-толкай», который деактивирует способность различения в отношении социальных оценок и негативных эмоций, одновременно приклеивая вас к партнеру посредством мозговых контуров поощрения.
Романтическая любовь – это не просто переживание. Хелен пришла к выводу, что она является фундаментальным человеческим побуждением. «Глубинное побуждение, подобное голоду и жажде, материнскому инстинкту – это физиологическая потребность. Романтическая любовь – это инстинкт ухаживания и завоевания определенного партнера для спаривания». Вот почему романтическая любовь представляется такой универсальной.
Согласно открытиям Хелен,романтическая любовь является одним из трех базовых побуждений в основе человеческой любви и желания:
1. Похоть (стремление к сексуальному удовольствию, биологическое возбуждение)
2. Романтическая любовь (одержимость конкретным партнером)
3. Привязанность (спокойный и надежный союз с долговременным партнером, включающий в себя образование постоянной пары, моногамию, родительство и породнение).
Каждое побуждение содержит отличающиеся программы в отношении сексуального желания и спаривания. Похоть – это животное влечение, желание иметь секс с любым мало-мальски подходящим партнером. Романтическая любовь принуждает вас фокусироваться на одном конкретном партнере. Привязанность побуждает вас желать жить с одним партнером достаточно долго, что позволило бы воспитывать ребенка в период его раннего детства (с предположением, что у вас есть ребенок).
Каждое из побуждений связано с разными нейрохимическими веществами в мозге. Похоть ассоциируется с тестостероном и эстрогеном, как в мужчинах, так и в женщинах. Романтическая любовь связана с дофамином, норадреналином и серотонином. Привязанность связана с окситоцином и вазопрессином. Вследствие взаимовлияния дофамина, норадреналина и тестостерона романтика может включить похоть, и наоборот. Однако тестостерон может внести полный хаос в привязанность. А нейрохимия, связанная с привязанностью, может подавить сексуальную похоть и романтическую любовь. Это является одной из причин того, почему похоть и романтическая любовь представляют собой сравнительно кратковременные циклы.
Хелен пришла к выводу, который вам, вероятно, будет не очень радостно услышать: Романтическая любовь ограничена по времени и обречена на затухание. Мозг не может долго поддерживать это взвинченное состояние. «Если бы романтическая любовь бесконечно цвела в отношениях, многие из нас умерли бы от сексуального истощения. Мы не смогли бы вовремя приходить на работу и концентрироваться на чем-либо, кроме «нее» или «него». ...Романтическая любовь существует не для того, чтобы поддерживать стабильные и надежные отношения. Она развилась для другой цели: побудить наших предков женского и мужского пола предпочесть, выбрать и преследовать определенных партнеров для спаривания, затем инициировать процесс спаривания и сохранить сексуальную верность «ему» или «ей» в течение достаточно долгого срока для зачатия ребенка».
Книга Девида Шнарха "Страсть и супружество"
подробнее почитать о книге
купить
Книга Девида Шнарха "Близость и желание"
подробнее почитать о книге
купить
Близость, желание, страсть и супружество
выбрать материалы