![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Почему все больше людей боятся ГМО, ловят пришельцев, заказывают астрологические прогнозы, лечатся гомеопатией и пьют хорошо структурированную воду? Потому что шарлатанство проще и привлекательнее науки, а его продавцы умеют хорошо работать сообща. Особенно уютно они устроились в организации с серьезным, казалось бы, названием — Российская академия естественных наук. Надеваем шапочку из фольги и наслаждаемся!

Ученые рвут остатки волос с макушек, рассуждая о развале российского образования по всем фронтам, начиная со школ и заканчивая университетами. Еще покойный В. Л. Гинзбург говорил, что наука у нас потихоньку превращается в профанацию, потому что самонадеянные невежды плодят самонадеянных невежд, а научное общество выпустило из рук контроль за добросовестностью исследований и научных работ. Отдельные отчаянные граждане еще стараются хоть как-то сражаться с плагиатом — вспомним, например, замечательное вольное сетевое сообщество «Диссернет», охотящееся на чиновников с ворованными диссертациями. Но в борьбе с шарлатанством волонтеры бессильны.
Никто не может запретить человеку искренне верить, что хорошо потоптанной лягушкой можно вызвать дождь. Нет (и слава богу!) закона, мешающего тебе рассказывать про то, что Александр Македонский по маме был удмуртом, и даже писать про это книги. Во все времена с шарлатанами и «душевнобольными за науку» гражданами сражались одним способом — не пускали их в приличную научную компанию. То есть ты вправе создать великолепную теорию плоской земли, покоящейся на гигантских креветках, но в Лондонском королевском обществе прямо у двери стоит большая-пребольшая метла с биркой «Для непонятых гениев». И миновать эту метлу ты можешь, лишь предоставив убедительные доказательства, что твоя работа не чушь на постном масле. Иначе говоря, необходима вся эта скукотища: научный метод, подтвержденные данные, экспериментальная база и прочая тягомотина.
« Российская академия естественных наук – это же сплошная липа, это добровольная организация, куда идут те, кого не выбрали в РАН или другие настоящие академии » Академик В. Л. ГинзбургПоэтому избранникам метлы свойственно создавать собственные кружки по интересам — со своим блек-джеком и дипломами. Если взрослые мальчишки не хотят водиться с открывателями торсионных полей, мы создадим собственный НИИ, свой фонд уфологов, свое бюро альтернативной биологии! Еще лучше и наряднее!
Обычно все эти богадельни влачат жалкое существование — игнорируемые как обществом, так и бизнесом, политиками, грантодателями. Питаются бедняги в основном за счет бульварной прессы, которая любит делать с ними интервью о помидорах-убийцах, марсианских пиратах и еврейских заговорах.
В России же все обстоит несколько иначе. Нашим шарлатанам живется куда привольнее: часто они приняты властью, СМИ и обществом лучше, чем настоящие ученые. И немалую роль в этом сыграла РАЕН. Она же Российская академия естественных наук, давно и нежно берущая под крыло самых одиозных представителей мира параллельной (а порой и совсем перпендикулярной) науки.
История создания

Не стоит думать, что РАЕН специально основывали как пристанище для жуликов. Вовсе нет. Наоборот, цели были самые благородные. К концу перестройки Академия наук СССР являла собой гигантскую организацию с бестолково используемым огромным имуществом, структуру, насквозь пронизанную бюрократизмом и, что греха таить, довольно закоснелую и замшелую. Древние академики в перерывах между реанимациями и клизменными злобно давили свежие идеи молодежи, и шестидесятилетняя молодежь взбунтовалась.
« Очень жалко, что хорошее дело, начатое достойными людьми, за пару десятков лет докатилось до того, что слова «академик РАЕН» на визитной карточке или в статье выглядят как признание в шарлатанстве или некомпетентности » М. С. Гельфанд, профессор факультета биоинженерии и биоинформатики МГУВ 1990 году группа ученых решила махнуть рукой на АН СССР и создать новую академию. В ней предполагалось представить те отрасли и направления, которые в старой академии по разным причинам игнорировались. Она не зависела бы от партии и правительства и вообще от государства, а расцветала бы пышно и свободно сама по себе. Среди создателей РАЕН было много чрезвычайно приличных людей. Академик (настоящий) Лихачев, например. Первым президентом стал замечательный геохимик Дмитрий Минеев. Народ в РАЕН повалил валом, благо для участия в ней не требовалось выходить из других организаций, к тому же всегда приятно получить почтенное звание академика. Гостеприимные двери РАЕН оказались распахнуты фактически для всех. Секретари не успевали печатать документы о формировании новых секций, в том числе нетрадиционных. Сегодня в состав РАЕН входят такие прекрасные секции, как секция ноосферного образования, гуманитарных наук и творчества, межотраслевых эколого-экономических системных исследований и т. п.
Почетными академиками РАЕН становились многие известные люди, которые, получив неожиданно диплом с мильоном поздравлений, не находили в себе сил противиться этому красивому знаку внимания и, пожав плечами, вешали бумажку в рамочке промеж прочих в своем кабинете. Тут и Капица, и президент Горбачев, и клоун Куклачев, и знаменитый американский экономист, лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман...
( Read more... )