via
mainpage Эта шкала представляет собой попытку расположить на одной оси все уровни человеческого функционирования, от низших до высочайшего потенциального уровня. В широком смысле это сходно со шкалой эмоциональной зрелости, но здесь речь идет о факторах, отличных от концепций «зрелости». Наша шкала устраняет необходимость понятия «нормы». Она не имеет никакого отношения к эмоциональному здоровью или болезни, а также к психопатологии. Человек может иметь низкий показатель по этой шкале, но сохранять в своей жизни состояние эмоционального равновесия без каких-либо симптомов психопатологии, и, с другой стороны, может иметь несколько более высокий показатель, но развить патологическую симптоматику в условиях тяжелого стресса. Однако, люди с более низкими показателями легко впадают в дисфункции и с трудом восстанавливаются, в то время как более высокие показатели связаны с тенденцией к большей гибкости и способностью к адаптации. Шкала не имеет прямой корреляции с интеллектом или социоэкономическим статусом. Существуют интеллектуально яркие люди с низкими показателями по шкале и не столь яркие с показателями много более высокими. Большинство представителей низшей социоэкономической группы имеют низкий показатель по шкале дифференциации, но среди них есть и такие, у которых он весьма высок, а также встречаются представители богатых классов с низким уровнем по шкале.
Шкала оценки уровня дифференциации «я» начинается от самого низкого уровня «недифференцированности», соответствующего 0 по шкале, и завершается максимальным теоретическим уровнем «дифференциации», соответствующим 100 на шкале. Чем выше степень недифференцированности (не-я), тем больше эмоциональное слияние с другими в одно общее «я» (недифференцированную эго-массу). Слияние происходит в контексте личностных или иных ( деловых, соседских, и пр. ) отношений с другими и достигает максимальной интенсивности в браке, где всегда много эмоциональной взаимозависимости . Стиль жизни, мышление, паттерны эмоционального поведения людей на разных уровнях шкалы столь различны, что супруги и близкие друзья обычно выбираются со сходным уровнем дифференциации. В условиях эмоциональной близости, в браке два частных «я» сливаются в одно общее «я»; степень слияния зависит от базисного уровня дифференциации супругов до брака. Оба партнера стремятся к эмоциональному блаженству слияния, но сохранять равновесие этого слияния чрезвычайно трудно. Обычно одно из «я» в общем «я» становится доминирующим, в то время как другое – подчиненным, или приспосабливающимся . Иными словами, доминирующее «я» достигает более высокого уровня функциональности и выглядит «сильнее» за счет приспосабливающегося партнера, который отдал свое «я» и стал функционально «слабее».
Приспосабливаясь к слиянию, супруги используют ряд механизмов. Эти механизмы будут обсуждаться в связи с концепцией, описывающей эмоциональную динамику ядерной семейной системы.
Можно почитать здесь